Помощь на защите диплома
 

Телефон: +7 (499) 350-29-36  

Почта: 3502936@mail.ru

23 | 06 | 2018
Дипломные доклады и презентации
Для дипломных работ
Для курсовых работ
Списки литературы
Подготовка дипломных (методические указания)
Подготовка курсовых (методичекие указания)
Полезная информация

Введение дипломной работы "Анализ состояния реформирования земельных отношений"

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.50 (2 Голоса)

Введение

В соответствии со ст.14 Конституции Украины, земля является основным национальным богатством, которое находится под особой охраной государства. Ценность земли как национального богатства состоит в ее многофункциональном назначении. Реализация целей современной земельной реформы предусматривает, прежде всего, формирование земельных отношений рыночного типа. Это означает, что земельные отношения включают не только отношения владения, но и отношения «пользования и распоряжения землей в качестве территориального базиса, природного ресурса и основного средства производства» (ст.5 ЗК Украины), определяют эффективность агропромышленного производства, а, следовательно, и обеспечения продовольственной безопасности страны. Земельные отношения определяют также организационно-правовые формы хозяйствования и социальную структуру аграрной сферы. Это обусловливает чрезвычайную актуальность совершенствования земельных отношений.

Реформирование земельных отношений в общем плане предусматривает проведение целого комплекса институционных, экономических, социальных, правовых, экологических и иных мер, направленных на формирование новых по содержанию и характеру общественных отношений, связанных с использованием земли. В ходе реформирования неизбежны просчеты, несовершенство законодательной и нормативно-правовой базы, некомпетентность отдельных органов регулирования и недостаток специальных знаний участников земельных отношений, что приводит к нарушениям.

Нарушения же прав субъектов земельных отношений и нарушения земельного законодательства являются источниками конфликтных ситуаций в земельных отношениях.

Земельная проблема приобретает все большую политическую окраску, поскольку от ее разрешения зависит продовольственная безопасность, устойчивое развитие государства. Кроме того, наличие земельных конфликтов, как это видно на примере отдельных регионов Крыма, может привести также к межнациональному противостоянию.

Степень изученности: в отечественной экономической и юридической науке вопросы реформирования земельных отношений предметом системных разработок стали сравнительно недавно. Наибольший вклад в исследование разнообразных аспектов земельных отношений внесли Даниленко А. С., Демьяненко Н. Я., Онищенко А. М., Саблук П. Т., Юрчишин В. В., а также ученые-правоведы Семчик В. И., Андрейцев В. И., Янчук В. З., Погребной А. А., Кулинич П. Ф., Носик В. В. и др. Несмотря на большое количество исследований, научных публикаций и дискуссий, многие вопросы на сегодняшний день не разрешены и требуют дальнейшего изучения.

При работе над темой уделялось внимание публикациям в специальных журналах «Землевпорядний вiсник», «Право України», «Ведомости Верховной Рады Украины», «Экономика Украины», «Пiдприємництво, господарство i право»; газетах «Урядовий кур´єр», «Юридичний вiсник України», «Сiльський час», «Агромир» и др., освещающим изменения в законодательстве, мнения и предложения теоретиков и практиков по законодательству. Была использована также компьютерная база данных «Лiга Закон» и информационно-поисковая система «Законодательство».

В ходе исследования были проанализированы материалы Республиканского комитета по земельным ресурсам Автономной Республики Крым, Государственной инспекции по контролю за использованием и охраной земель Автономной Республики Крым, Постоянной комиссии Верховной Рады Автономной Республики Крым по аграрным и земельным вопросам, экологии и рациональному природопользованию.

Вопросы структуризации собственности на землю, использования земель товарного производства, формирования национальных природно-заповедных и историко-культурных объектов являются фундаментом национальной безопасности государства и, безусловно, требуют надлежащего контроля. Однако, состояние соблюдения земельного законодательства органами государственной власти и органами местного самоуправления при регулировании земельных отношений, использовании и охраны земель следует признать недостаточными.

Переход к рыночной социально ориентированной экономике, при наличии хозяйственных структур, базирующихся на разных формах собственности, не снимает, а напротив, обостряет проблему роли государства в регулировании и контроле эффективного использования земельных ресурсов и организации сельскохозяйственного производства на основе частной собственности на землю.

Государственная политика охраны и использования земель определяется системой правовых, организационных, экономических и иных мер, которые носят природоохранный, ресурсосберегающий и воспроизводственный характер.

В качестве основных направлений совершенствования земельных отношений в современных условиях следует определить их институциональное обоснование и организационно-экономическое обеспечение. Институциональная политика – это целенаправленные действия государства по трансформации, ликвидации или формированию новых экономических институтов. Приоритетом здесь является формирование институтов государственного регулирования, порядок приобретения и реализации права на землю, формирование и развитие инфраструктуры земельного рынка.

В то же время, ряд вопросов принципиального значения – обоснование направлений совершенствования земельных отношений на этапе пореформенного развития, формирование системы методов государственного регулирования землепользования, разработка мер тактического характера в достижении стратегических целей становления рынка земли – требуют дальнейшего теоретического исследования.

Главной проблемой институционального обоснования выступает определение роли государства в совершенствовании земельных отношений. Так, ст.14 Конституции Украины гласит: «земля является основным национальным богатством, находящимся под особой охраной государства». Этой правовой нормой обусловлен ряд последствий, которые четко классифицируют обязанности государства в различных сферах жизнедеятельности, в частности: «Обеспечение экологической безопасности и поддержка экологического равновесия… являются обязанностью государства» (ст.16 Конституции Украины). Однако в Земельном кодексе среди других положений содержится и такое: «невмешательство государства в осуществление гражданами, юридическими лицами и территориальными общинами своих прав в отношении владения, пользования и распоряжения землей, кроме случаев, предусмотренных законом» (пункт «в» ст.5 Земельного кодекса Украины). По этому поводу следует отметить:

- это положение не в полной степени отвечает многим другим положениям Земельного кодекса, в частности, его п.2 ст.2: «Субъектами земельных отношений являются граждане, юридические лица, органы местного самоуправления и государственной власти», а также ст.80 и 84;

- ни в Земельном кодексе, ни в других нормативно-правовых актах земельного законодательства не классифицированы случаи, которые бы определяли правомочность вмешательства государства в осуществление субъектами земельных отношений своих прав в отношении владения, пользования и распоряжения землей, о чем идет речь в пункте «в» ст.5 Земельного кодекса;

- признание невмешательства государства в осуществление прав земельной собственности не может отрицательно не сказаться на действенности реализации государством своих функций в экономических, социальных, политических и других вопросах, связанных с аграрной сферой.

Необходимо также добавить: принятые недавно нормативно-правовые акты – Законы Украины «О землеустройстве», «Об охране земель», «О государственном контроле за использованием и охраной земель» - во многом исправляют это положение, так как исходят из концептуальной установки усиления роли государства в аграрной сфере. Но их положения противоречат пункту «в» ст.5 Земельного кодекса. При этом подчеркнем, что Земельный кодекс является основным базовым законом земельного законодательства, поэтому именно его положения имеют правовое верховенство.

Государственное регулирование в сфере земельных отношений – осуществление государством комплексных мер (организационных, правовых, экономических) по упорядочению, контролю, надзору в сфере земельных отношений, а также предупреждению злоупотреблений и нарушений в этой сфере. Целью государственного регулирования в сфере земельных отношений является реализация единой государственной политики, направленной на регулирование земельных отношений, то есть обеспечение прав на землю, обеспечение рационального использования земель и обеспечение охраны и воспроизводства земель.

Создание и функционирование эффективной земельной политики в новых рыночных условиях и частной собственности на землю, кроме административно-правового регулирования, требуют всестороннего, адекватного и глубокого осмысления всего процесса реформирования земельных отношений, создания уникального организационно-правового механизма реализации общественных отношений в сфере землеустройства и землепользования, обеспечения системы мер по эффективному и рациональному использованию земли и осуществления охранных мер.

Таким образом, государственное управление земельным фондом – обязательное условие нормального функционирования экономики. Важным моментом управления земельным фондом является комплексный учет возможных отрицательных экономических, социальных и экологических последствий реформирования земельных отношений. Государство, пойдя по пути радикальных преобразований в хозяйственном секторе, в том числе в сфере реформирования земельных отношений, должно быть готовым предотвращать их отрицательные проявления.

Земельные отношения регулируются Конституцией Украины, Земельным кодексом Украины, а также принятыми в соответствии с ними нормативно-правовыми актами (п.1 ст.3 ЗК).

За сравнительно короткий срок в Украине в основном создано земельное законодательство переходного периода, в соответствии с которым происходит реформирование земельных отношений. Со времени вступления в силу нового Земельного кодекса прошло три года, но за этот период в него внесено немало изменений, принят ряд других законов и подзаконных актов, которые касаются, в основном, урегулирования интересов отдельных групп субъектов земельных отношений.

За период с 1994 по 2004 годы, невзирая на противоречивость оценок его результатов, сделан первый весомый шаг к реализации конечной цели земельной реформы, которая состоит в бесплатной передаче земли в собственность тем, кто на ней работает, формировании платных арендных отношений и рынка земель.

В соответствии с положениями нового Земельного кодекса Украины и Основными направлениями земельной реформы в Украине на 2001-2005 годы намечены пути дальнейшего развития законодательной базы в сфере реформирования земельных отношений. Было принято около 50 законодательных и нормативно-правовых актов.

Только за 2003-2004 годы приняты такие основополагающие для земельных отношений Законы Украины, как: «О землеустройстве», «О личном крестьянском хозяйстве», «О фермерском хозяйстве», «Об охране земель», «О государственном контроле за использованием и охраной земель», «Об аренде земли», «Об оценке земель», «О разграничении земель государственной и коммунальной собственности», «О государственной экспертизе землеустроительной документации» и др. Эти законы и нормативно-правовые акты направлены на углубление и завершение земельной реформы, формирование цивилизованных рыночных земельных отношений.

В нынешних условиях возрастают роль и ответственность законодательной и исполнительной власти за обоснованность направлений, методов и механизмов, направленных на последовательное и эффективное осуществление земельной реформы в условиях перехода к рыночной экономике.

Реформирование земельных отношений неразрывно связано с необходимостью совершенствования содержания и структуры государственного регулирования землепользования, перераспределением и изменением полномочий и ответственностью органов государственного управления различных уровней. Особенности реформирования земельных отношений в регионах требуют создания эффективных региональных, организационных структур управления землепользованием, которые сочетали бы в себе централизованную государственную (вертикальную) и региональную (горизонтальную) системы. При этом за центральными органами управления закрепляется ответственность за выработку и реализацию государственной земельной политики, финансирование и развитие фундаментальных исследований и внедрение их результатов, координацию и организационно-методическое содействие региональным управленческим структурам и научным центрам. Горизонтальная управленческая структура, реализуя государственную земельную политику, должна конкретизировать ее содержание и условия внедрения в зависимости от природных, исторических, социально-экономических факторов и зональных особенностей земельных отношений.

Чрезвычайно актуальными направлениями развития земельных отношений в аграрной сфере сегодня являются формирование рынка сельскохозяйственных земель и совершенствование системы арендных отношений. Принципиальными основами этого процесса должны стать: государственное регулирование, надежная защита интересов землевладельцев и землепользователей, контроль со стороны общества и государства.

Для предупреждения конфликтных ситуаций в земельных отношениях решающее значение имеет устранение порождающих их экономических противоречий и диспропорций, для чего необходимо, в первую очередь, осуществить формирование трех равноправных субъектов рынка земель – государства, территориальных громад и частных собственников. С этой целью следует провести разграничение в натуре (на местности) земель государственной и коммунальной собственности и передачу территориальным громадам земель коммунальной собственности; изменить механизм управления землями государственной собственности; разработать механизм управления землями коммунальной собственности органами местного самоуправления с учетом государственных интересов при распоряжении ими; разработать прозрачные механизмы распоряжения землями частной собственности с учетом государственных интересов и интересов территориальных громад при владении, пользовании и распоряжении ими; внедрить систему государственного земельного кадастра, регистрационную систему европейского образца (принцип «единого окна»), а также завершить выдачу государственных актов на право частной собственности на землю; осуществить поэтапно реформирование национальной программы развития и планирования землепользования; разработать национальную программу охраны земель с целью усиления государственного контроля за использованием и охраной земель; разработать новую систему земельных платежей; обеспечить развитие рынка ипотечного кредитования и возможность использования в качестве объекта ипотеки права аренды земли.

Также важнейшим аспектом разрешения и профилактики конфликтных ситуаций в земельных отношениях является совершенствование законодательства, устранение противоречий и нестыковок в уже принятых нормативных актах. Для чего предлагаются следующие рекомендации:

- внести изменения в Земельный кодекс с целью разрешения вопросов о полномочиях органов исполнительной власти и органов местного самоуправления сверху донизу;

- исключить п.«в» статьи 5 ЗК и внести в нее положение о классификации обязанностей государства по регулированию земельных отношений;

- статью 154 ЗК дополнить ч.3, в которой предусмотреть ответственность должностных лиц, руководителей властных структур за нарушения права собственности территориальных громад и государства;

- внести изменения в ст.125 ЗК, согласовав нормы Земельного и Гражданского кодексов с Законом «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их ограничений»;

- разработать и принять Законы «О земельных сервитутах», «О государственной инвентаризации земель», «О совершенствовании управления использованием и охраной земель государственной собственности в переходный период к рыночным земельным отношениям, «О порядке установления границ административно-территориальных образований», «О государственном земельном (ипотечном) банке»;

- содействовать принятию проектов Законов Украины «О государственном земельном кадастре», «О внесении изменений в Уголовный кодекс Украины», «О внесении изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях», «О внесении изменений в Закон Украины «О местном самоуправлении»;

- разработать проекты Законов Украины «О фонде земель государственной собственности», «Об усилении государственного контроля за использованием и охраной земель» (разных категорий);

- разработать общегосударственную программу использования и охраны земель;

- определить методику экономической оценки земель сельскохозяйственного назначения;

- внести изменения в Порядок нормативной денежной оценки земель сельскохозяйственного назначения и населенных пунктов и усовершенствовать систему оценки земель сельскохозяйственного назначения.

- разрешить регионам самостоятельно в развитие действующего земельного законодательства, принимать нормативно-правовые акты регулирующие отдельные вопросы земельных отношений с учетом региональных особенностей, поскольку в соответствии пунктом 5 части 1 статьи 92 Конституции Украины исключительно законами Украины определяются Только основы использования природных ресурсов и в т. ч. земли и ни один законодательный орган не в состоянии принять такой закон, который будет учитывать специфику всех регионов в такой большой стране, как Украина.

Введение дипломной работ

Введение дипломной работы "Анализ состояния реформирования земельных отношений" - 4.5 out of 5 based on 2 votes